Будущее за эмоциями

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, так называемый I.Q., который широко используется при приеме в школу и на работу в западном мире, теряет свои позиции. Ему на смену приходит E.Q., ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ.

    “Великая революция XXI века состоит в реванше чувства над интеллектом”, — утверждает Даниэль Гольман в своей книге, произведшей фурор в Соединенных Штатах. Итак, интеллектуальный коэффициент I.Q., в западном мире служащий мерилом способности человека выполнять ту или иную работу, уступает место эмоциональному коэффициенту E.Q., указы-вающему на степень эмоционального развития.

    Не задавайте себе больше вопроса, почему при одинаковом образовании одни прозябают на незначительных постах, а другие весело взбираются по служебной лестнице. Почему есть полнейшие бездари, зарабатывающие сумасшедшие деньги, и умницы, которые концы с концами свести не могут? Почему в некоторых семьях ругаются и разводятся, а в некоторых, хоть и ругаются, но не разводятся? “А дело все в том, — утверждает психолог Гарвардского университета, главный аналитик “New York Times” и “Psychology Today” Даниэль Гольман, — что именно эмоции ответственны за принятие решений”. Все считают, что правильные логичные поступки совершаются благодаря интеллекту. Ничего подобного. В своих решениях человек исходит из своих ощущений, он руководствуется эмоциями, даже когда убежден в обратном.

    В книге “Emotional Intelligence” (“Эмоциональный интеллект”), вышедшей в октябре в Соединенных Штатах, автор по-казывает, что настоящий показатель интеллекта не I.Q., a E.Q. Его можно определить, “как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оп-тимистично оценивать сложную ситуацию”. В этом состоит великая революция, ожидающая нас в следующем веке: реванш чувств и эмоций над умом технократа. Конец хладнокровию, статистически выверенному администрированию и решениям, принимаемым на “холодную голову”. Истинными ценностями завтрашнего дня станут интуиция, мягкость, симпатия, кон-сенсус, взаимопонимание. Именно исходя из этого будут отныне решаться большие и малые проблемы. Будущее за E.Q.

    БЫЛАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УМА?..

    В Штатах эта книга произвела эффект “разорвавшейся бомбы”, став чуть ли не официальной религией. Эмоциональный коэффициент решает все: от поступления в детский сад и в университет до продвижения по службе и занятий карьерой. С плохим E.Q. вам не светит ничего, кроме второсортной общеобразовательной школы и бесперспективного места на службе, а то и полного забвения (если вы, конечно, не Форрест Гамп). В 50-х годах I.Q. послужил темой для исследований с наиболее расистским уклоном. Так, Уильям Шокли, лауреат Нобелевской премии за заслуги в области физики (на его счету изобретение транзистора) предлагал стерилизовать американских негров под предлогом того, что у тех, по результатам тестов, широко проводимых на юге страны, отмечались низкие I.Q. Сегодня же I.Q. с каждым днем теряет былую значимость. В школах по-прежнему проводят отбор на основании коэффициента I.Q., но одновременно там существуют и уроки по эмоциональному воспитанию учащихся, направленные на борьбу против агрессивности подростков. Было даже замечено, что подобные занятия больше, чем уроки сексуального воспитания, способствовали сокращению количества нежелательных беременностей. На предприятиях и в организациях коэффициент E.Q. имеет такой же успех. Появился даже новый модный лозунг: “I.Q. gets you hired, but E.Q. gets you promoted” (“С хорошим I.Q. вас возьмут на работу, с хорошим E.Q. — продвинут по службе”).

    КАК ВЫЧИСЛИТЬ СВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ E.Q.

    Вы забыли поздравить вашего коллегу по работе с днем рождения.

    А. Я вообще никогда не помню дни рождения.

    Б. Я была занята другими вещами.

    В библиотеке с вас требуют деньги за книгу, которую вы не вернули.

    А. Когда я увлечена чтением книги, я забываю, что ее нужно вернуть.

    Б. Я была настолько поглощена составлением отчета, что забыла вернуть книгу вовремя.

    Вы теряете терпение, общаясь с одной вашей подругой.

    А. Она всегда жалуется на жизнь.

    Б. Она агрессивно настроена.

    Вы чувствуете себя обессиленной.

    А. У меня никогда не получается выделить время на отдых.

    Б. Эта неделя выдалась особенно напряженной.

    Одна подруга говорит вам что-то обидное для вас.

    А. Она всегда говорит, не подумав.

    Б. Она была в плохом настроении, потому и набросилась на меня.

    Вы падаете на лыжне.

    А. Кататься на лыжах вообще трудно.

    Б. Просто лыжня была скользкая.

    Вы набрали вес за время отпуска и никак не можете похудеть.

    А. От диет никакого толку.

    Б. Диета, которую я испробовала, неэффективна.

    Коэффициент E.Q. стал новым ключом к успеху. По просьбе Bell Labs, центра исследований в области высоких технологий AT & Т, гиганта системы телекоммуникаций в США, Гольман провел тестирование среди специалистов фирмы. Результаты показали, что лучшими научными сотрудниками являются не те, у кого самый высокий коэффициент I.Q. или самый престижный диплом. “Наоборот, — сделал вывод Гольман, — это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на переломных этапах. Когда они сталкиваются с проблемой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее”. Другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней.

    В Соединенных Штатах и в Европе было проведено специальное исследование из-за того, что многие представители “золотой молодежи” и “рабочие лошадки”, которым пророчили блестящее будущее, вдруг “сошли с дистанции”. Оказалось, что все это из-за плачевно низкого коэффициента E.Q. и неумения общаться в коллективе. Когда у человека возникают проблемы на работе, виной тому чаще всего эмоциональная незрелость, а не профессиональная некомпетентность. МетЛайф, крупная страховая фирма, извлекла из этого урок. Раньше фирма нанимала на работу 5 000 агентов в год. Обучение каждого новичка вставало в 150000 франков. Половина новых сотрудников покидала МетЛайф в течение года, а четыре пятых — в течение четырех последующих лет. Дабы положить этому конец, набор очередных 15 000 агентов был доверен психологу университета в Пенсильвании Мартину Селигману, который использовал два разных вида тестирования. Одна группа успешно прошла тест, традиционно предлагаемый МетЛайфом. Другая же была подвергнута “эмоциональному” тестированию по методу Селигмана. Обе группы были приняты на работу. И вот результат: благодаря деятельности агентов второй группы товарооборот фирмы за год повысился на 21% и на 57% во второй год, в то время как первая группа не могла продемонстрировать каких-либо существенных результатов.

    ПОДСЧИТАЙТЕ ВАШ E.Q.

    Хорошо известно, что одного интеллекта, если он не сопровождается шармом и миловидностью, недостаточно. Каждый день наблюдаешь, как искренние, открытые, симпатичные, оптимистически настроенные люди преуспевают больше, чем “просто умные”. Короче говоря, теперь, когда мы знаем, что будущее за высоким коэффициентом E.Q., пора принимать меры. Вверху слева предлагаются несколько вымышленных ситуаций, которые предлагались Селигманом при найме на работу в МетЛайф. Выберите ответ А или Б в зависимости от того, что больше соответствует вашему темпераменту. Это поможет вам лучше понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект. Дальше все просто. Чем больше вы набрали А, тем ниже у вас коэффициент E.Q. и, следовательно, тем меньше шансов преуспеть. И, наоборот, чем больше Б, тем выше коэффициент. Не паникуйте, если у вас слишком много А. Дело в том, что эмоциональный интеллект — по определению вещь сложная. Он складывается из массы разных качеств, часто не очень приметных, таких, как самосознание, эмпатия (способность поставить себя на место другого человека, ощутить, что он чувствует), терпение, такт. Его невозможно вычислить, подобно коэффициенту I.Q. Он — оценка тенденций, перспектив развития. К тому же E.Q. не является фиксированной и неизменной с момента рождения величиной. И если вы переживаете, что у вас слишком низкий E.Q., вы можете сесть на специальную “диету”.

    КАК УЛУЧШИТЬ СВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ E.Q.

    Высокий эмоциональный коэффициент обеспечивается двумя основополагающими качествами: са-моконтролем и способностью “читать” чувства других людей. Чтобы повысить его, вы должны развивать оба эти качества.

    1. РАЗВИВАЙТЕ САМОКОНТРОЛЬ

    Бытует мнение, что самоконтроль состоит только в умении сдерживать свои эмоции. И зря. Потому как умение управлять своими эмоциями не исключает умения дать им полную волю. И даже наоборот. Правда, нужно знать, с кем, как, когда, с какой целью и в какой мере можно себе это позволить. Главное в самоконтроле — это проблема “дозировки” эмоций. Именно это и представляется для человека делом трудным, так как мозг каждого из нас поделен как бы на две половины: логическую и эмоциональную. Вся информация, получаемая извне (признания в любви, комплименты, критика, восторги по поводу хорошенького платьица или голубоглазого инструктора по лыжам) — все сначала проходит через эмоциональный отсек нашего мозга и лишь затем попадает в его “прагматическую” часть. А это порой вызывает короткие замыкания. Так, например, вам смертельно хочется шоколадных конфет, хотя вы знаете, что если уступите себе, вам не миновать адской головной боли. Или вы даете пощечину спутнику ваших ночей за то, что тот упрекнул вас в неискренности. Или заливаетесь слезами, потому что вам попало от начальника.

    Чтобы избежать подобных “замыканий”, старайтесь в любой ситуации сохранять спокойствие и оптимизм. Вам предстоит научиться выдерживать особые паузы, которые состоят в умышленно замедленной реакции на происходящее. Вы даете возможность вашему мозгу “записать” возникшие эмоции, а себе — держать ситуацию под контролем. Существует несколько способов поведения, которые вы можете ежедневно практиковать. Эти методики прекрасно известны профессиональным актерам, саперам и спортсменам высокого класса.

    • Упражнение с солнечным сплетением (оно находится на стыке ребер, под грудной клеткой): расправьте плечи и выдохните животом. Вдохните глубоко и задержите воздух на несколько секунд. Затем выдохните и подождите две секунды перед тем, как вдохнуть снова.

    • Время от времени закрывайте глаза на две-три секунды. “Меняя картинку”, вы даете возможность эмоциональному от-секу вашего мозга отдохнуть от нагрузки извне и позволяете полученной информации спокойно улечься в логическом отсеке. Это можно проделывать где угодно (только, конечно, не за рулем): на улице, на работе, на собрании, и при этом без всякого риска быть замеченным.

    • Периодически открывайте рот на две-три секунды. Это позволит разработать мышцы, соприкасающиеся с нервными окончаниями мозга, и расслабляюще подействует на последний.

    Все эти упражнения нужно делать как можно чаще в течение дня. Вначале они могут показаться несколько утомитель-ными. Но очень скоро ваше самочувствие и ваши отношения с людьми настолько улучшатся, что мозг больше не сможет обходиться без этих упражнений. И со временем это войдет в привычку.

    2. НАУЧИТЕСЬ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К СВОИМ ЧУВСТВАМ

    Делая паузы, о которых говорилось выше, вы даете возможность прагматической части мозга зарегистрировать ваши ощущения в данный конкретный момент (точь-в-точь как это делает компьютер, когда прочитывает программу перед тем, как выдать ответ на экране). Однако этого недостаточно.

    Сложность состоит в том, что в чувствах часто ошибаешься, принимая одни за другие. Так, например, говоришь себе: “Я Его просто ненавижу”. А если подумать, то упрекнуть Его на самом деле не в чем, разве что он чертовски напоминает одного придурка, который клеился к вам в школе.

    Трудно не принимать во внимание собственные чувства. Так вы говорите себе: “Да плевать я хотела на то, что Она не хочет работать со мной над этим проектом”. А ведь на самом деле хочется, чтоб Она хоть немного лучше к вам относилась... Когда на работе проводишь по восемь-девять часов каждый день, волей-неволей возникает определенная система отношений. Чтобы прояснить их для себя, можно три раза в неделю наведываться к психологу, но есть и более простые и, главное, более дешевые способы разрешения проблемы. Можно, например, обратиться к собственным снам. По ним безошибочно определяешь свое отношение к человеку. Конечно, если вы не можете похвастаться высоким коэффициентом E.Q., то сны вы видите не часто.

    И все же постарайтесь каждый раз записывать, что вам приснилось. При этом с особой тщательностью опишите дейст-вующих лиц, ситуацию, обстановку, ваше впечатление, нюансы ваших ощущений. И очень скоро вы заметите, что вам стали чаще сниться сны, стало легче их запоминать, вы стали лучше разбираться в ваших реальных чувствах.

    3. НАУЧИТЕСЬ “ЧИТАТЬ” ЧУВСТВА ДРУГИХ

    Вы сбиваетесь с толку, вы натыкаетесь на стену непонимания в отношениях с партнером, с родственниками, на работе, и все это главным образом потому, что не умеете (или плохо умеете) общаться с людьми. Ничего удивительного! Ведь 90% общения происходит невербальным путем, через эмоции, целиком завися от способности человека “читать” чувства других.

    Еще один психолог Гарвардского университета, Роберт Розенталь, доказал, что наш коэффициент E.Q. напрямую связан с этой способностью. Он демонстрировал испытуемым немой фильм, в котором были показаны разные душевные состояния, переживаемые одной девушкой: гнев, любовь, ревность, чувство благодарности, процесс обольщения.

    Иногда девушка появлялась в фильме не целиком, а было видно лишь ее лицо; иногда маскировались глаза. Было задано определить состояние человека по невербальным признакам. Среди взрослых, показавших лучшие результаты, оказались люди, преуспевающие на службе и вообще в отношениях с людьми. Среди детей это были отличники, лидеры в школьном коллективе — и это даже при наличии довольно среднего интеллектуального коэффициента!

    Желая развить в себе эту способность, вы говорите себе: “Начиная с сегодняшнего дня я буду внимательнее относиться к людям”. Как показывает опыт — не поможет!

    Вначале вы действительно будете стараться, совершать усилия, но очень скоро вернетесь к вашей обычной манере пове-дения. Чтобы на самом деле добиться результатов, следует прибегнуть к более эффективным методам.

    Упражняйте зрительную память. Все, что попадает в поле зрения, остается в мозге. Воздействуя электродами на опре-деленные его участки, можно добиться того, что перед вами предстанут в хронологической последовательности кадры из собственной жизни. Причем ваша память сможет с мельчайшими подробностями восстановить как далекие факты биографии, так и участников происходивших событий. А вот если сейчас задать вам вопрос насчет того, как вчера был одет ваш возлюбленный или ваш начальник, вы вряд ли ответите.

    Между тем, внимание начинается со зрительной памяти. Тренировать ее следует затем, чтобы научиться распознавать чувства других людей. Каждый раз, когда вам снова встречается человек, постарайтесь отложить в памяти максимум ин-формации о нем: во что он одет, как себя ведет, какая у него походка, какие у него особенности речи. Дома постарайтесь восстановить в памяти все возможные детали портрета и запишите их. Вскоре это войдет в привычку, и вы автоматически научитесь читать чувства и эмоции других людей.

    Отделите картинку от звука. Этот метод состоит в просматривании телепередач с выключенным звуком. Это странно звучит, потому что мы привыкли к тому, что обратить внимание на человека — значит, посмотреть на него. И услышать, что он говорит.

    Речь говорящего воспринимается умом и мешает эмоциональному восприятию. Поэтому вначале вам будет сложно сле-дить за тем, что происходит на экране. Но уже через несколько часов подобных тренировок вы научитесь безошибочно оп-ределять душевные состояния буквально по малейшим движениям тела, мимике лица, оттенкам взгляда. Так со временем чувства и эмоции окружающих вас людей перестанут быть для вас загадкой.

    Жиль д'Амбра. ELLE, 1996.

    Проверьте свой эмоциональный интеллект: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?ac=542

    Еще статьи:

    Эмоциональная незрелость: http://nodrugs.ru/articles-notes/45-emotional-immaturity

    Эмоциональная зрелость: http://nodrugs.ru/articles-notes/44-emotional-maturity