Форум. Хочу жить без наркотиков

Горячая линия по Москве и М.О. +7(965)283-15-90. Форум о зависимостях: наркомания, алкоголизм, секты
Текущее время: 13 дек 2018, 08:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21 авг 2016, 14:57 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1147
Откуда: Москва
Цитата:
«СЕГОДНЯ ТРЕЗВЫЙ». ОТКЛИК СВЯЩЕННИКА
Иеромонах Агапий (Голуб)

Публикация Татьяны Марукович «Сегодня трезвый» вызвала радостный отклик. Помимо несомненного литературного таланта (данный очерк вполне можно развить в книгу), чувствуется очень хорошее понимание темы. Главная мысль — что проблему алкоголизма, как и других зависимостей, нельзя решать вне контекста семейных взаимоотношений. Вся семья нуждается в помощи, а не только сам зависимый.

Кроме того, Татьяна Марукович умело, без пропагандистской навязчивости, что нечасто бывает в художественных публикациях, показала одно из наиболее эффективных и одновременно доступных направлений, двигаясь в котором можно обрести выздоровление — это Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) и Сообщество родственников и друзей алкоголиков (Ал-Анон).

Поскольку я уже не первый год активно сотрудничаю с данными сообществами, в качестве дополнения к очерку хочу поделиться своим пониманием их программы. Тем более в этом вижу необходимость в связи с тем, что сообщества принципиально держат дистанцию от любой религии, и это порой вызывает смущение у православных христиан, в том числе и священнослужителей.

Основой, с которой знакомится новичок, придя в сообщество, является так называемая программа духовно-личностного развития «12 шагов». Вот эти шаги.

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.

2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.

3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.

4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.

7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.

8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.

12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.

При поверхностном изучении программы «12 шагов» у читателя может сложиться иллюзия: «Да я уже половину шагов и так сделал(а), а на остальную половину мне еще две недели понадобится. И эти анонимные группы мне для этого не нужны». А когда тот же читатель слышит об опыте работы по шагам в группе — тогда он сам улыбается своей наивности, понимая, сколько впереди труда, и как непросто даются эти шаги, особенно первые, несмотря на их простоту.

Сложность принятия программы — в ее направленности на внутренний мир человека и необходимости отдавать ей время. Семейная болезнь алкоголизма проявляется в ежедневных делах, поведенческих реакциях, мыслях, чувствах, отражается на религиозной сфере, искажая ее. Поэтому программа требует применения в ежедневной жизни, во всех ее сферах. А для этого необходимы постоянное наблюдение за собой и анализ своего опыта. Очень полезно и даже нужно делиться достижениями и неудачами с другими, находящимися в этой же программе, изучать литературу сообщества, в которой отражается богатейший опыт членов других групп. А ведь мы, в большинстве своем, не привыкли к внутренней работе и даже часто не имеем о ней понятия. Это как в Церкви. Можно научиться правилам благочестия — постам, поклонам, чтению святоотеческой литературы, выучить наизусть вечерние и утренние молитвы, но при этом совершенно не уметь справляться с раздражительностью, гневливостью, желанием посудачить. И научиться подавлять — и прятать от самого себя, вместо реального прощения, имеющиеся обиды. Регулярно исповедоваться — и давно забыть радость подлинного, очищающего покаяния. Почему? Внешнее — всегда легче. А наша цивилизация сегодня направлена на то, чтобы делать нас экстравертами, нацеленными на внешнюю среду, без всякого знания внутреннего мира и духовных законов. И в этом плане духовный опыт Православия и опыт сообществ очень похожи, ибо поворачивают человека к собственному сердцу, учат, как обрести цельность, целостность ума и сердца.

Относительно соотношения программы с Православием можно сказать и больше. Программу «12 шагов» можно воспринимать как приводной механизм, помогающий понять законы Евангелия, опыт отцов Церкви человеку, воспитанному в отрыве от религиозной культуры и с больным, на почве алкоголизма или вовлеченности в алкоголизм близкого, мышлением — и применять затем в повседневности. Иными словами, программу можно назвать мостиком в Церковь.

Коренное отличие: программа не может привести к обо́жению, к тому Царствию Христову, которое, по словам Писания, внутрь вас есть и которое в полноте явится в Его Второе Пришествие. Но это и не является задачей программы. Она принадлежит земной плоскости и только может приготовить человека к поиску Вертикали, указать на ее существование — но сама Вертикаль вне ее. Если глубже вчитаться в программу — она вся призывает перерасти ее и идти дальше. Она пробуждает религиозную жажду (у тех, кто способен ее почувствовать) — жажду Бога. Но дальше — это путь религии. А умение быть честным, опыт самоанализа и критики, которым обучает программа, помогут в религиозной сфере делать меньше ошибок и быстрее выбираться из заблуждений, которых так много в наших представлениях о Православии. Для тех, кто воспитан в атеистическом, агностическом и оккультном окружении, — это немало.

Попробую вкратце изложить основу программы.

Зависимость, по выражению выздоравливающих алкоголиков, — «бунт своеволия». Формируется противопоставление себя окружающему миру, который видится в черно-белых красках, без переходных тонов. Все должно вращаться вокруг меня. Есть два мнения — «мое» и «неправильное». «Я пью — потому что…» (далее перечисление причин, по которым выходит, что виновны все, кроме самого алкоголика). И даже когда человек осознает свою зависимость, своеволие продолжает действовать — «я сам справлюсь». Это и есть проявление Адамового греха в нас — «будете как боги». Поэтому так труден и так необходим первый шаг: признать — и принять (не только умом, а всем нутром) свое бессилие перед алкоголем (наркотиками), что жизнь давно стала неуправляемой, и все внутри и вокруг вышло из-под контроля: «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой».

То же можно сказать о первом шаге для близких зависимого. Они многие годы приносили в жертву время, здоровье, финансы, социальные интересы и контакты, все свое внимание. Они же чувствовали себя мучениками, спасателями: «Он же без моих забот пропадет!..» И теперь признать и принять, что на самом деле они так же бессильны, как и зависимый? Немалый удар по ощущению «незаменимости» и «нужности». Но если честно посмотреть на ситуацию — их собственная жизнь, как и зависимого, давно потеряла контроль, их эмоции и реакции стали неуправляемыми, и они превращаются — или уже превратились — в придаток к болезни. И только с полного осознания и принятия этого факта возможен старт к новой жизни.

Да, этот шаг говорит о добродетели смирения. О необходимости перестать считать себя «готовыми бороться до конца». Если я не перестану уповать на «я сам(а)», то и не смогу, признав поражение, обратиться — по-настоящему — за помощью. Если еще остается надежда, что «сами справимся» или «само как-нибудь остановится» — я не смогу по-настоящему открыться для Бога.

Это как в христианстве. Я не могу сам победить грех и его последствия (смерть). И потому мне нужен Спаситель. Не наставник или учитель нравственности, а именно — Спаситель. Но для того чтобы я принял Спасителя, я сначала должен осознать, что смертельно болен грехом. А если я «не грабил, не убивал, живу как все» и вообще, более-менее порядочный человек, — я могу принять Христа как учителя древности, как Бога даже… Но не как Спасителя. Зачем меня спасать, если я не чувствую себя тонущим? Потому и наследуют царство Христово нищие духом — те, кто знает о себе, что они падшие, и потому жаждут спасения.

Именно осознание своей никчемности, невозможности своими силами «выкарабкаться» позволяет человеку обратить свой взор в Небо. Он еще может не знать, какой Он — Бог. Но сердце — зовет. А в сообществе он встречает людей, которые уже проделали этот путь и которые говорят про себя, что «не я — бог», но есть Сила выше нас, Которая может нам вернуть потерянное здравомыслие (трезвое восприятие реалий, без которого невозможен духовный рост) и целостность жизни (второй шаг). Каждый постигает эту Силу в данной ему мере. Но в программе однозначно говорится, что это — Личность, способная принять наши молитвы и готовая выйти нам навстречу. Новичок видит те изменения, что произошли и происходят в жизни этих людей, — и приходит понимание: то, что они говорят, — правда. И пусть я еще не знаю, что это за Сила, но Ее стоит принять, Ей стоит довериться. Так человек выходит из своего «панциря» и постепенно открывается Солнцу. И тогда — он сам видит, как и его касаются преображающие лучи. Это укрепляет его доверие Высшей Силе, Которую теперь он смело может назвать Богом, Которому учится препоручать свою волю и жизнь.

Препоручение воли (третий шаг) — важный момент. Начавшие выздоравливать зависимые, как и члены их семей, убедились на личном опыте, что их воля не просто больна, — она стала инструментом в руках болезни. Поэтому любая попытка выздоравливать «силой воли» — только самообман. И нужно учиться отрекаться от нее, подчиняя себя совершенной и благой воле любящего Бога. Так программа вплотную подходит к Евангелию — отвергнись себя … и следуй за Мною; «Сами себя и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим».

А дальше начинается кропотливая работа над собой. У зависимого за годы употребления накопилось немало преступлений против ближних и собственной совести. Чувство вины и стыда порой было настолько сильным, что хотелось отключить свое сознание, уйти от себя — через продолжение употребления и, следовательно, продолжая вновь переступать через совесть и через боль близких. Взглянуть на все эти «завалы» страшно. Потому только теперь, когда пришло сознание, что человек не одинок, и что есть Бог, Любовь Которого выше грехов, и нет грехов, которые нельзя простить — можно, опираясь на Его помощь и поддержку друзей в группе, честно заглянуть в свою душу, заняться анализом своей жизни и характера и начать работу по восстановлению своей личности. При этом зависимые и члены семьи часто обнаруживают, что алкоголь на самом деле — всего лишь надводная часть айсберга, что нередко употребление помогало скрывать глубинные личностные и внутрисемейные противоречия. Близкие зависимых открывают для себя, что алкоголизм был только поводом переложить вину за свои несчастья на пьющего. На самом же деле источник несчастья — в них самих, просто они не умели, а часто и боялись довериться счастью, быть счастливыми. И теперь всем им открывается громаднейший пласт работы над чертами своего характера и образом мышления. Но многое лучше видно со стороны, к тому же в этой работе может вновь подводить прежнее мышление, болезнь все равно будет пытаться брать свое, и какие-то «откаты» назад практически неизбежны. В связи с этим на данном пути очень нужны рука и глаз товарища, который уже знает этот путь. Его помощь будет незаменима. Так появляется, кроме группы, понятие наставничества.

Продолжаются шаги вплоть до дел покаяния — возмещения нанесенного ущерба, где это возможно, — и все более глубокого поиска Бога. А радость обретения новой жизни побуждает нести этот опыт тем, кто еще страдает от болезни: «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах».

Несмотря на то что программа ведет к религиозному опыту, сами сообщества, работающие по ней, принципиально держатся в стороне от любой конфессии. В этом есть три положительных момента.

Первый: в противном случае эти сообщества легко могли бы стать еще одной протестантской организацией или даже выродиться в секту.

Второй: это позволяет, не втягивая группу в религиозные споры и бережно относясь к (без)религиозным убеждениям других, сохранять от любых посягательств собственную религиозную самоидентификацию.

Третий: благодаря своей незараженности протестантизмом программа открыта традиционным конфессиям, в том числе и Православию. Это заметно там, где группы собираются при костелах и православных церквях. Поэтому, с моей точки зрения, желательно, чтобы священники научились смотреть на сообщества без предубеждений и предоставляли для собраний прихрамовые помещения. А сами были готовы, если пригласят, — делиться с группой имеющимся в Православии духовным потенциалом. Пример такой положительной открытости — это проводимый уже на протяжении нескольких лет в Жировичах семинар «Анастасис», в рамках которого многие члены сообществ с удовольствием посещают монастырское богослужение и даже стремятся приехать, чтобы иметь возможность исповедоваться у местных священников (давно к ним относящихся непредубежденно) и принять Святые Таинства.

Очередной семинар «Анастасис» для зависимых и их родственников состоится 1–3 августа в Жировичах. Приглашаются все желающие и интересующиеся данной темой. Программу семинара можно найти на сайте реабилитационного центра «Анастасис» http://anastasis.ortox.ru/

01.08.2014

Публикация "Сегодня трезвый" тут: viewtopic.php?f=42&t=18359


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB