Форум. Хочу жить без наркотиков

Горячая линия по Москве и М.О. +7(965)283-15-90. Форум о зависимостях: наркомания, алкоголизм, секты
Текущее время: 23 окт 2017, 09:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2011, 02:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1109
Откуда: Москва
Психологические причины развития аддиктивного (зависимого) поведения и мышления в семье

Что такое дисфункциональная семья?

Это семья, в которой имела место зависимость (химическая: алкоголизм или наркомания, или нехимическая: трудоголизм, игромания, адреналиновая зависимость, сектантство, религиозный фанатизм, и т.п...), или жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) по отношению к ребенку, или в семье был неизлечимо больной человек, или это неполная семья.

Что происходит с детьми в таких семьях?

В здоровой, функциональной семье у каждого члена семьи есть своя роль, и роли эти равноценны, и дополняют друг друга. В такой семье каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение к индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность, к ним относятся с уважением. В такой семье ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, и будет выслушан, понят, принят, члены семьи оказывают поддержку друг другу, понимание и уважение.

В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет, потому что семейные процессы «вертятся» вокруг одного больного человека. Если это алкоголик, то многие семейные процессы зависят от того, в каком он состоянии, настроении, и чем собирается заняться. В такой семье нет стабильности в отношениях, невозможно что-либо планировать, нет уверенности в завтрашнем дне, ребенок вынужден подстраиваться под этот неровный ритм семьи, и для открытого выражения чувств нет места.

Если в семье кто-то неизлечимо, тяжело болен, то семейные процессы также зависят от того, в каком состоянии больной, и в чем он нуждается. Члены семьи подстраиваются под его режим и потребности, на ребенка также возлагается некая ответственность за здоровье родственника, и ему приходится свои чувства и потребности держать при себе.

В семье, где один из родителей (или оба) авторитарен, диктует свои правила, догмы, не интересуясь желаниями и интересами ребенка, происходит такая же ситуация: ребенок вынужден оправдывать ожидания родителей, и его чувства и желания становятся не важны.

В неполных семьях часто центром пристального внимания становится сам ребенок, и либо из него пытаются сделать кого-то, кем потом можно было гордиться, часто в неполной семье ребенок становится вынужден выполнять роль недостающего родителя, либо до ребенка нет никому дела, родитель или "занят", или "устал", и чувства ребенка никто не учитывает.

Стиль воспитания в дисфункциональных семьях:

- гиперопека: ребенка чрезмерно опекают, не давая ему самостоятельно принимать решения, справляться с жизненными задачами и проблемами, совершать ошибки и исправлять их, что формирует у ребенка выученную беспомощность;
- авторитарный стиль воспитания: ребенка «муштруют», требуя от него больше, чем он может дать, не предоставляют ему свободы выбора;
- попустительский стиль воспитания: до ребенка родителям нет дела, он предоставлен сам себе, "уроки жизни" он получает на улице;
- смешанный стиль воспитания: каждый родитель воспитывает по-своему, нет единого стиля.
В каждом из этих стилей воспитания переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, ребенку приходится подавлять свои чувства.

Почему в семье важно открыто выражать чувства?

Если чувства не выражены, то они подавляются, и становятся как «сдавленная пружинка», которая рано или поздно «выстрелит». Обычно это случается в подростковом возрасте. И родители не понимают, почем их ребенка тянет к «плохим ребятам», почему ему с ними интереснее, чем с «хорошими», почему он начинает ненавидеть обычную размеренную жизнь, общество, почему ему скучно без «драйва», «рамса», острых ощущений, недетских приключений, какого-то безумия... Оставаясь наедине с собой, такой человек беспокоен, тревожен, невротичен, он чувствует некую «пустоту». Происходит это потому что то, что он раньше в себе сдерживал, теперь выплескивается в крайних, искаженных, уродливых, нездоровых формах. Та самая «сдавленная пружинка» — «выстрелила». И если этот механизм завелся, то остановить его практически невозможно.

Такое детство — не только у алкоголиков и наркоманов. Оно служит началом вообще любой зависимости. Например, созависимости, игромании, сектантству, тягой к мистике и эзотерике, трудоголизму, религиозному фанатизму… и т.п. Учитывая, что зависимость - это не просто увлечение, а разрушающее психику заболевание, выбрав форму зависимости, такой человек начинает медленно убивать себя.

Что характерно, поскольку такой ребенок не знает другого детства, он умудряется быть в нем счастливым, и часто, будучи уже взрослым и вспоминая свое детство, он припоминает радостные моменты. Например, один пациент-наркоман считал счастливыми воспоминания, когда отец приходил домой пьяный, с разбитым лицом, и, видя испуганные глаза своего ребенка, рассказывал ему, что он участвовал в государственном задании, боролся с врагами. Мальчик верил ему, гордился, и, приходя во двор, рассказывал другим мальчишкам, что его отец — герой. И страшная правда, что его отец — обычный алкоголик, для него была настолько травматична, что он об этом не задумывался, даже когда вырос. Он всегда считал отца героем.

Или женщина, страдающая от алкоголизма, радостно вспоминает, какой ее отец был добрый, когда был пьяный. Он приходил обязательно с конфетами, подарками, и он в такие моменты мог сделать что угодно для «любимой дочки». Поэтому, несмотря на ужас, который пережила эта женщина в детстве, живя с отцом, который почти всегда был в невменяемом состоянии, она вспоминает папу с улыбкой.

Или один пациент-алкоголик, когда был подростком, мать-контролер никуда его не пускала с друзьями, загружала занятиями музыкой (которые он ненавидел), вспоминает, как испытывал огромную радость, когда удавалось ее обмануть и все-таки увидеться с друзьями.

Или воспоминания женщины, пострадавшей от культа, о том, что она в детстве была «взрослой», и вспоминала она об этом с гордостью, не задумываясь о том, что это лишь говорит о том, что она была лишена поддержки родителей, детской непосредственности, беззаботных детских радостей, по-сути лишена детства. В более поздних воспоминаниях она рассказывала, как подростком приходила на могилу умершего от диабета брата, и разговаривала с ним о себе. В ее жизни с детства не было живого человека, с которым она могла об этом поговорить.

Все эти «приятные» детские воспоминания, на самом деле – печальны и жестоки, но детская психика так устроена, что благодаря защитным механизмам, происходившее в их жизни становится как будто не болезненно и даже нормально, потому что эти дети не знают ни о каком другом детском счастье, и принимают за счастье то, что есть.

продолжение в следующем сообщении


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2011, 02:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1109
Откуда: Москва
Характерные черты, формирующиеся в детстве в дисфункциональной семье

Из-за того, что чувства в детстве подавлялись, формируется гиперчувствительность.

Изображение
Рис. 1. Графическое изображение эмоционального фона
Центральная линия - состояние душевного покоя
Здоровый эмоциональный фон (вверху)
Эмоциональный фон гиперчувствительного человека (внизу).


Если для здорового человека радость – приятное чувство, то у гиперчувствительного радость «до умопомрачения». Если у здорового проблемы вызывают неприятные ощущения, но с этим можно жить, то у гиперчувствительного это «вселенская трагедия». Гиперчувствительных можно определить по характерному мироощущению и фразам, его отражающим, отличающимся крайней эмоциональной окраской, например, если парня бросила девушка, то он заявляет, что больше не верит никому, что больше никогда не будет любить, и долго не может выйти из состояния горя, и чтобы уйти от этого чувства может начать пить...

Я проводила опрос: «что Вы делаете когда Вам плохо?». Несколько человек ответили в стиле: «беру ящик водки…», «напиваюсь», «пью». Это частая реакция гиперчувствительных людей, у которых развивается хим.зависимость, даже при том, что зависимость на этом этапе не заметна, подобные реакции ее демонстрируют. Если у гиперчувствительного радостное событие, то его обязательно надо как-то безумно отметить: напиться, наглотаться таблеток, обкуриться, веселиться до упаду, и т.п... И общаясь с некоторыми людьми, можно заметить, что одна из первых мыслей, сопутствующая их радости: «Надо отметить».

Гиперчувствительность проявляется не только в том, что ее нужно заглушать алкоголем или другими хим.веществами. Мир таких людей наполнен крайностями, и поделен на «черное и белое». Они либо восхищаются, либо ненавидят, они ранимы и впечатлительны, они могут быть безразличны к проблемам близкого, но в то же время страдать, просматривая сентиментальный фильм, или видя несправедливость в обществе, или проходя мимо бездомной собаки.

Чувства у таких людей зашкаливают, жить с этим тяжело, и подросток судорожно ищет – чем их «погасить», как бы их не чувствовать, одновременно стремясь к крайним эмоциональным состояниям, без которых жизнь кажется пустой, потому что умеренных чувств он не ощущает. Неслучайно, алкоголизм (наркоманию) называют болезнью «замороженных чувств».

Речь идет об отсутствии нормальных, умеренных чувств. которые эти люди их не ощущают. Поэтому они не способны почувствовать «вкус жизни», не видят «красок жизни», мир представляется им серым, унылым, скучным и депрессивным, нормальные люди – неинтересными, ведущими скучную, однообразную, бессмысленную жизнь, «серой массой», «рабами системы»...

Гиперчувствительные люди постоянно пытаются «добавить красок» к своему существованию разнообразными искусственными способами, путем погружения себя в пиковые, крайние эмоциональные состояния. Они испытывают внутренний конфликт, не принимают мир таким, какой он есть, не видят смысла в обычной человеческой жизни, хотят лучшего, большего, не такого как «у всех»... Поэтому часто аддикции (зависимости) у них присутствуют в комплексе, и сменяются друг другом.

Например, алкоголизму и наркомании часто сопутствует эзотерика, шаманство, увлечение холотропным дыханием, лжеучениями, в которых практикуется длительные медитации, и другие способы достижения измененных состояний сознания (ИСС), или созависимость часто идет рядом с зависимостями, предоставляющими иллюзии, и обещающими в будущем вселенское счастье, например нью-эйджеские сектантские направления, такие как «позитивное мышление», «визуализация желаний», они могут уйти в эко-поселения, или попасть на тренинги личностного роста (типа Lifespring), и т.п…

Культы дают иллюзию контроля, управления своей жизнью и другими людьми, ощущение собственной значимости и важности, псевдосмысловое наполнение духовного вакуума, и кроме того такие желанные для зависимых крайние эмоциональные состояния, или даже состояние измененного сознания.

Люди с аддиктивным поведением, кроме того что сами чрезмерно эмоциональны, они способны провоцировать сильные эмоции и у тех, кто с ними общается. Если они не вызывают таких эмоций и не получают в ответ «взамности» - они теряют интерес к человеку, но если добиваются желаемых «гиперчувств» в ответ - отношения продолжаются, и чем больше общение приносит крайних эмоций, тем оно теснее и ближе. Таким образом, еще будучи детьми, люди с аддиктивным поведением «отсеивают» от себя людей, испытывающих здоровые эмоции, и общаются только с себеподобными, полностью окружая себя ими. Они дружат друг с другом, общаются, создают семьи, основа отношений в которых - сильные эмоции.

Кроме гиперчувствительности в процессе жизни в дисфункциональной семье у ребенка формируетсяидеализм (искаженное восприятие мира) и перфекционизм.

Идеалисты очень остро воспринимают несправедливость этого мира. Именно от них можно услышать: «Не мы такие – жизнь такая», или «Жизнь – дерьмо», или «Люди – волки». Они как будто пытаются изменить этот мир, контролировать его, но поскольку это изначально обречено на провал – очень страдают от того, что в мире многое не так, как им бы хотелось. Они не принимают мир и себя в нем, стремятся к неосуществимым идеалам, переживают из-за того, что всё, все, и они сами - несовершенны, неидеальны. Именно идеализм часто их приводит в секты, или в занятия эзотерикой, магией... Лжеучения обещают им идеальный мир, без страданий и проблем, к которому можно стремиться, «усовершенствуя», себя, становясь неуязвимым, «суперчеловеком», идеальным. Эта иллюзия для идеалистов очень ценна.

Перфекционизм – это способность либо делать все на 5 с плюсом, либо вообще ничего не делать. Перфекционисты не дают себе права на ошибку, не прощают ошибки другим, поскольку свои ошибки им признать трудно – они во всех своих проблемах ищут виноватых, или бесконечно винят себя. Обычно они или с детства страдают от комплекса отличника, или становятся двоечниками-изгоями, среднего не бывает. Страдающие от синдрома отличника, добиваясь отличных результатов никогда не бывают удовлетворены собой, ощущение, что «можно было еще лучше» обесценивает все достигнутое, они винят себя за лень и собственное несовершенство, они считают, что только достижениями можно добиться любви и признания, они всю жизнь оправдывают чьи-то ожидания, и сравнивают себя с кем-либо «лучшим». Двоечники-изгои живут, смирившись с ярлыком неудачника, подкрепляя его своим поведением намеренно. Решение каких-либо жизненных задач, им кажется непосильным, поэтому они часто вообще от них уклоняются, обвиняя в своей несостоятельности других, а в глубине души - себя. Они считают себя недостойными любви, и пытаются добиться внимания эпатажем, неординарными действиями и самоутверждением за счет других людей. Реальность для таких людей невыносима, и они ищут способ «бегства» от нее. Перфекционисты живут в колоссальном напряжении, которое терпеть очень трудно.

И если идеализм и перфекционизм в комплексе с гиперчувствительностью – можно представить себе, как такие люди воспринимают неудачи. Для них проблема является катастрофой.

Им больно жить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 июн 2014, 00:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1109
Откуда: Москва
Michaelkn писал(а):
Моя девушка из дисфункциональной семьи, и теперь понятно почему она употребляет таблетки. Но я получается тоже из дисфункциональной семьи, но я ведь не зависимый, хотя некоторые моменты статьи как про меня.
А откуда ты знаешь, что ты не зависимый?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 мар 2016, 23:06 
Не в сети
Статус неизвестен
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2016, 11:10
Сообщения: 33
Откуда: Rossiya
Оказывается кроме физиологических причин зависимости, существуют как отдельная категория еще и психологические причины. Интересно, если диагностируется зависимость, ее можно вылечить посещая психолога?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2017, 10:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 сен 2017, 05:12
Сообщения: 1
какие есть пути решения этой проблемы?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 окт 2017, 01:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1109
Откуда: Москва
Психологическая терапия зависимостей. Других путей пока не знаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB