БЕЗ НАРКОТИКОВ! | ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ | "О состоянии законодательного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков в регионах Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию" [an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

"О состоянии законодательного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков в регионах Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию"

СУДАРЕНКОВ Валерий Васильевич - Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии

Уважаемые коллеги!

Среди самых острых социальных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании за последние годы вышла на одно из первых мест.

Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает 3 миллионов.

Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 7,5 раз и превысило в 1999 году 200 тысяч человек.

По мнению экспертов, их число фактически в 2-3 раза больше. Проблема наркомании стала острой практически для всех регионов Российской Федерации. Наиболее высокий уровень больных наркоманией отмечается в субъектах Российской Федерации, через которые на нашу территорию ввозятся наркотические средства или которые международный наркобизнес использует для создания опорных баз для последующей транспортировки наркотиков в страны Европы и Северной Америки, а также там, где произрастают мак и конопля.

Особенно напряженная ситуация сложилась в последние годы в областях и краях Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Северного Кавказа.

В числе субъектов Федерации, где широко распространилось потребление наркотиков и психотропных веществ и где наиболее высока заболеваемость наркоманией - Краснодарский, Приморский и Хабаровский края, Тюменская, Самарская, Московская, Ульяновская, Волгоградская, Омская, Оренбургская, Свердловская, Иркутская области, города Москва и Санкт-Петербург.

Одна из самых тревожных особенностей наркоситуации в России - высокие темпы роста числа наркоманов среди подростков и молодежи. Наркомания стремительно молодеет.

Заболеваемость среди студентов и школьников растет гораздо быстрее, чем среди других возрастных групп. Среди взятых на учет наркоманов уже не редкость дети до 14 лет.

При этом в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход молодежи от так называемых "легких" наркотиков к героину и другим "тяжелым" наркотикам.

Рост наркомании привел в ряде регионов к эпидемическому распространению ВИЧ - инфекции. Почти 100 % вновь выявленных в последнее время носителей этой "чумы ХХ века" - наркоманы. ВИЧ - инфекцией в наибольшей степени поражено население Москвы и Московской области, а также Иркутской, Калининградской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Тюменской и некоторых других областей.

Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности в России.

С 1990 года количество преступлений, связанных с наркотиками, выросло на территории России более чем в 10 раз. По данным МВД России в прошедшем 1999 году зарегистрировано более 216 тысяч таких преступлений, а за 11 месяцев текущего года - уже почти 224 тысячи.

Уровень выявляемой наркопреступности в 1999-2000 годах был наиболее высок в Республике Калмыкия, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Астраханской, Камчатской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Еврейской автономной области, в Санкт- Петербурге.

Хотя проблеме борьбы с наркоманией пристальное внимание уделяют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, органы власти субъектов Российской Федерации, общественные организации, предпринятые усилия пока не дают ощутимых результатов.

Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные письма и телеграммы, поступающие в Совет Федерации, в них подчеркивается, что распространение наркомании приобретает масштабы национального бедствия.

Одной из причин тяжелейшей наркоситуации, сложившейся в последние годы в нашей стране, является несовершенство законодательной базы профилактики наркомании и борьбы с наркобизнесом как на федеральном, так и региональных уровнях, и, что не менее актуально, неисполнение в полном объеме действующих законов и подзаконных актов.

Вступивший в действие в начале 1998 года Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и принятые в соответствии с ним постановления Правительства и другие подзаконные акты многих насущных проблем не решают, да и не могут решить.

Хотя со дня вступления в силу этого закона прошло почти 3 года, многие его правовые нормы начали действовать только в последнее время, а некоторые до сих пор остались провозглашенными, но не действующими. Это связано с тем, что не завершена разработка и принятие всего необходимого пакета подзаконных актов, а также с тем, что не внесены необходимые изменения в другие законы, в том числе Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и в Кодекс об административных правонарушениях.

В 1998-1999 годах в развитие указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято 8 постановлений, которыми решаются конкретные вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков (лицензирование, правила допуска к работе, установление государственных квот на производство и др.).

9 сентября 1999 года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998-2001 годы", которая, в частности, предусматривает разработку ряда законопроектов.

Финансируется эта Программа крайне недостаточно.

Отметим, что наш Комитет приложил немало усилий, чтобы финансирование этой Федеральной целевой программы было записано в законе о бюджете на 2001 год отдельной строкой.

Совет Федерации уделяет постоянное и серьезное внимание вопросам борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Так, 12 декабря 1998 года Совет Федерации принял Обращение к Президенту Российской Федерации в связи с распространением наркомании в России, а 9 июня 1999 года было принято Постановление Совета Федерации "О мерах по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и проблеме наркомании в Российской Федерации".

По инициативе членов Совета Федерации в 1999 году при Председателе Совета Федерации был создан Совет по законодательному обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков, утверждено положение о его работе и персональный состав.

Очередное заседание этого Совета состоялось 1 ноября т.г. Оно было посвящено обсуждению вопросов совершенствования законодательной базы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на федеральном и региональном уровнях.

В выступлениях членов Совета была высказана озабоченность наркоситуацией, складывающейся в стране, и отмечена недостаточность предпринимаемых усилий.

Среди главных препятствий, мешающих совершенствованию антинаркотической деятельности, назывались, в частности, недостаточное финансирование и ресурсное обеспечение

правоохранительных органов и учреждений здравоохранения, несовершенство законодательной базы, недостаточное межведомственное взаимодействие и отсутствие на федеральном уровне единого работоспособного органа, координирующего меры по противодействию распространению наркомании.

Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии было поручено подготовить Обращение Совета Федерации к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с призывом взять под личный контроль координацию действий федеральных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков и создать при Президенте Российской Федерации специальную комиссию по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Указанное Обращение было рассмотрено и принято на 66 заседании Совета Федерации 24 ноября с.г.

Один из основных выводов проведенной 1 ноября дискуссии - необходимость усиления законотворческой деятельности в сфере профилактики наркомании и борьбе с наркобизнесом.

Проведенный нами анализ регионального законодательства показал, что практически во всех субъектах Федерации приняты и действуют различные нормативно-правовые акты в сфере профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В этой связи следует сказать, что, по нашим данным, более чем в 10 субъектах Федерации разработаны и приняты специальные законы по рассматриваемой проблеме (Кабардино-Балкария, Хакассия, Республика Саха, Хабаровский край, Свердловская, Волгоградская, Омская, Пермская, Тверская области, Москва и др.).

Названия у этих законов разные, но цель одна - законодательно закрепить систему мер по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков с учетом конкретных особенностей региона.

Так, еще в 1997 году был подписан Закон "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области". Законы с аналогичными названиями приняты в 1999 - 2000 годах в Волгоградской, Омской, Пермской областях, в Кабардино-Балкарии. В Москве принят Закон "Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ".

В большинстве регионов действуют не законы, а различные нормативно-правовые документы органов законодательной и исполнительной власти (указы, постановления). Разработаны и выполняются региональные целевые программы.

Информирую вас, что в начале текущего года от имени Совета было направлено письмо руководителям органов законодательной власти всех субъектов Российской Федерации, в котором содержалась просьба направить в наш адрес предложения по совершенствованию регионального и федерального законодательства.

Большинство регионов оперативно ответило на наш запрос, однако далеко не все ответы содержали конкретные предложения, которые мог бы использовать в своей работе Совет Федерации.

В данном докладе из-за недостатка времени перечислить все поступившие из регионов предложения по совершенствованию антинаркотического законодательства невозможно, поэтому мы обобщили наиболее важные из них в таблице, которая имеется в розданных материалах.

Отмечу прежде всего предложения, поступившие из Башкортостана, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Коми, Татарстана, Курганской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Ульяновской и ряда других областей.

Анализ поступивших предложений показал, что наиболее часто высказывается мысль о том, что внесение "точечных" изменений и дополнений в базовый закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" не решит многих принципиальных вопросов, и требуется внесение серьёзных изменений в уголовное, уголовно- процессуальное и административное законодательство.

Административная и уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков должна быть усилена - это практически единодушное мнение представителей субъектов Федерации.

Многие законодатели считают необходимым ввести административную и уголовную ответственность за немедицинское употребление наркотиков путем внесения соответствующих поправок в административное и уголовное законодательство.

Так, например, наказанием за употребление наркотиков без назначения врача может быть штраф, или исправительные работы, или административный арест на 15 суток. Для наркоманов, не прекращающих потребление наркотиков после привлечения к административной ответственности, предлагается ввести уголовную ответственность.

При этом лиц, добровольно обратившихся за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотиков, освобождают от административной, а, следовательно, и от уголовной ответственности.

Отметим, что "старый" Уголовный кодекс РСФСР по ряду позиций был более "жестким", до внесения в него изменений в 1991 году, когда была отменена уголовная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. Действующий Кодекс предусматривает ответственность не за употребление, а только за приобретение и хранение наркотиков (хотя очевидно, что употреблять наркотики без их приобретения невозможно).

Ряд членов Совета Федерации предлагают разработать и законодательно закрепить эффективный механизм привлечения наркоманов к принудительному лечению, включающий упрощение порядка их постановки на учет. Не менее важно и совершенствование правового регулирования вопросов реабилитации больных наркоманией.

Очевидно, что введение таких правовых норм будет иметь смысл только при наличии соответствующих служб и специализированных лечебных учреждений, их материально-техническом обеспечении и финансировании.

Необходимо подчеркнуть, что предложения по неотложной переработке "антинаркотических статей" Уголовного и Уголовно- процессуального кодексов содержатся в письмах МВД России, ФСБ России, Минобразования России и других ведомств, направленных в текущем году в адрес Совета Федерации.

Законодатели ряда субъектов Федерации считают, что необходимо разработать федеральный закон "О профилактике наркомании и токсикомании" (как упоминалось, законы с таким названием уже приняты в некоторых регионах) или предлагают ускорить работу над проектом федерального закона "О социально - медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией".

Учитывая масштабы наркоагрессии в нашей стране и необходимость более энергичного противодействия наркобизнесу, членами Совета Федерации в последние годы предпринято несколько попыток внести изменения в действующее законодательство в части, касающейся борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Член Совета Федерации, мэр Москвы Ю.М. Лужков в качестве законодательной инициативы в мае 1998 года внес в Государственную Думу свой проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы только 18 февраля 1999 года, направлен в комитеты и депутатские объединения для подготовки предложений и замечаний и фактически был "положен в долгий ящик".

Член Совета Федерации, губернатор Свердловской области Э.Э.Россель в октябре 1999 года предложил свой вариант изменений и дополнений действующего Уголовного кодекса, направленный на ужесточение уголовно-правовой репрессии. прежде всего по отношению к организаторам наркобизнеса. В частности, предлагается увеличить сроки лишения свободы за ряд преступлений в сфере оборота наркотиков, а по некоторым статьям - ввести смертную казнь.

Предложения Э.Э.Росселя специалистами были оценены неоднозначно. С учетом того, что в настоящее время рассматривается вопрос об отмене смертной казни в Российской Федерации, основные новации этого законопроекта не были поддержаны большинством Комитетов Совета Федерации.

В то же время предложение о введении дополнительного наказания в виде конфискации имущества, прежде всего по отношению к организаторам наркобизнеса, заслуживают серьезного внимания.

Члены Совета Федерации С.Н.Рябухин и В.Д.Черных в декабре 1999 года внесли в Государственную Думу проект федерального закона "0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "0 наркотических средствах и психотропных веществах". Законопроект предусматривает усиление контроля за оборотом наркотических средств, а также на уточнение порядка медицинского освидетельствования лиц, больных наркоманией, и оказания им наркологической помощи.

Рассмотрение этого законопроекта в 1 чтении в Государственной Думе запланировано на февраль 2001 года.

В апреле 2000 года губернатор Самарской области К.А. Титов внес на рассмотрение Совета Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в 8 действующих федеральных законов, направленный на совершенствование правовой базы борьбы с наркоманией, в том числе - усиление ответственности за противоправные действия.

Большинство комитетов Совета Федерации, поддержав законодательную инициативу К.А.Титова, тем не менее отметило необходимость серьезной доработки законопроекта. Специалисты нашего Правового управления провели экспертизу этого законопроекта и пришли к выводу о несоответствии многих его положений Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

В заключение считаю необходимым подчеркнуть, что, наряду с внесением конкретных предложений по разработке и совершенствованию законодательства, касающихся отдельных направлений профилактики наркомании и борьбы с наркобизнесом, в письмах большинства законодательных органов субъектов Федерации отмечается, что более важным, чем принятие новых законов и постановлений, является обеспечение неуклонного исполнения действующих нормативно - правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровне.

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]